Установить десятилетний мораторий на выдачу лицензий на поиск, разведку и добычу россыпного золота на реках, ранее не затронутых этим видом деятельности, – одно из основных предложений Всемирного фонда дикой природы (WWF), направленного министру природных ресурсов и экологии России Александру Козлову.

WWF России направил ряд предложений, которые позволят снизить негативное воздействие россыпной золотодобычи на экосистемы и жизнь людей. Письмо отражает позицию WWF и ряда неправительственных экологических организаций России в отношении проблемы. Послание направлено в преддверии Всемирного дня водно-болотных угодий — 2 февраля в этом году исполняется 50 лет с момента подписания Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий международного значения, — ведь добыча россыпного золота оказывает влияние, в первую очередь, на водные и околоводные экосистемы.

В результате общественного экологического мониторинга, который WWF России ведет совместно с целым рядом экологических неправительственных организаций страны при поддержке Фонда президентских грантов, в последние годы выявлено множество случаев загрязнения речных бассейнов при добыче россыпного золота, в том числе в районах проживания коренных малочисленных народов (КМНС). Так, на территории ряда субъектов Дальневосточного федерального округа в период с 15 мая по 15 октября 2020 года с помощью космического мониторинга был выявлен 231 случай загрязнения рек. Суммарная протяжённость загрязненных участков рек составила около 6650 километров. На территории Сибирского федерального округа — 78 случаев загрязнения с суммарной протяженностью загрязнённых участков 2649 километров. Большинство этих нарушений подтверждено результатами проверок государственных природоохранных органов.

«Рост числа случаев загрязнений водоемов связан, по нашему мнению, прежде всего с увеличением числа выданных лицензий на геологическое изучение недр с целью поиска новых месторождений россыпного золота за счет собственных средств пользователей недр. При этом, в соответствии с приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 года № 583, данные лицензии выдаются по упрощенной схеме, без проведения аукционов. На наш взгляд, в юбилейный для Рамсарской конвенции год Россия может сделать важный шаг к снижению негативного воздействия добычи россыпного золота на ВБУ и пресноводные экосистемы нашей страны», — говорит Дмитрий Горшков, директор WWF России.

Среди прочих предложений, изложенных в письме, экологи просят вернуть проектную документацию разработки месторождений россыпного золота в список объектов государственной экологической экспертизы, а также — ввести мораторий на разработку месторождений вблизи ООПТ и на участках, представляющих ценность для сохранения биологического разнообразия и хозяйственной деятельности местного населения. Авторы письма также выступают за укрепление роли субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и местного населения в принятии решений о выдаче новых лицензий, повышение эффективности и прозрачности деятельности органов государственной власти, контролирующих работу золотодобывающих предприятий.

Россыпная золотодобыча длительное время ведется на территории Сибири и Дальнего Востока России. В результате большинство крупных и перспективных месторождений драгоценного металла здесь истощено, что вынуждает золотодобытчиков искать новые месторождения. Эти месторождения, с одной стороны, обладают ничтожно малыми запасами золота, с другой — напрямую затрагивают особо охраняемые природные территории, места традиционного природопользования коренного и старожильческого населения, участки, имеющие существенное значение для сохранения биологического разнообразия.


«Такое положение дел вызывает огромную обеспокоенность в регионах. Местные жители, которые остаются без возможности вести традиционные промыслы, такие как охота и рыбалка, а иногда и без доступа к чистой воде, не могут повлиять на ситуацию. В дело вмешиваются надзорные органы, представители региональных властей. Так, жесткую борьбу с нарушителями природоохранного законодательства ведут Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора и Министерство природных ресурсов Амурской области. Однако ресурсы у контролирующих органов ограничены, а количество нарушений колоссально. Штрафы за нарушения не так велики, а компенсацию в бюджет за ущерб нарушители отказываются платить в добровольном порядке. В результате начинаются судебные разбирательства, которые могут продолжаться год и более. Чтобы решить проблему, нужно внести ряд изменений в законодательство. Но это процесс небыстрый. Для того, чтобы не допустить разрушения рек, крайне важен временный запрет на разведку и добычу россыпного золота на ранее не затронутых реках», — комментирует Петр Осипов, директор Амурского филиала WWF России.

Пытаясь достичь уровня рентабельности, золотодобывающие предприятия, отрабатывающие месторождения с малыми запасами золота, пренебрегают требованиями природоохранного законодательства, допуская загрязнение рек взвешенными веществами. Происходит полное разрушение речных долин, обладающих наиболее высоким уровнем биологического разнообразия и являющихся наиболее ценными хозяйственными угодьями для местного населения.

Это влияние постоянно нарастает, особенно усилившись в последние годы, что связано с ростом количества выдаваемых лицензий на этот вид деятельности. В отдельных регионах в течение последних трех лет ежегодно выдается более 200 лицензий, большую часть из которых составляют так называемые поисковые лицензии, выдаваемые заявительным порядком, без осуществления аукционных процедур. Такой тип лицензий не дает права на добычу россыпного золота, но многие артели, прикрываясь ими, начинают фактическую добычу драгоценного металла, не заключая при этом договора на водопользование, не создавая необходимую инфраструктуру, позволяющую предотвратить загрязнение рек, не проводя рекультивацию.

«Количество нарушений превысило все разумные пределы. И зависимость количества нарушений от количества так называемых поисковых разведочных лицензий прямая. Одно дело, когда ведется доразведка существующих месторождений или поиск рудного золота. Такие работы могут прирастить запасы. Случаи попыток «покопать где-нибудь, где ещё не копали», изначально провальные. После масштабных исследований недр, которые проводились во времена Советского Союза, рассчитывать на пропущенное месторождение сродни фантастике. Результаты говорят сами за себя. К примеру, в Амурской области, где действует 757 поисковых лицензий, прирост балансовых запасов россыпного золота в 2020 году составил всего около тонны. На юге Восточной Сибири, где в период 2017-2020 годов было выдано 35 «поисковых» лицензий, прирост запасов по ним за это время составил 376 килограммов», — говорит Петр Осипов, директор Амурского филиала WWF России.

Ситуация усугубляется тем, что проектная документация разработки месторождений россыпного золота была несколько лет назад исключена из списка объектов государственной экологической экспертизы. Кроме того, на данный момент органы власти субъектов РФ, муниципалитеты и местное население практически лишены возможности влиять на решения о выдачи той или иной лицензии, что приводит к ситуации, когда лицензии выдаются на участки, которые важны для хозяйственной деятельности местного населения.

WWF России на протяжении четырех последних лет совместно с коалицией природоохранных организаций занимается вопросами россыпной золотодобычи. Проводимый при поддержке WWF космический мониторинг загрязнений рек позволил оценить масштаб проблемы и привлечь к ней внимание государственных органов. Ведется подготовка общественных инспекторов, которые выявляют факты загрязнений рек на местах. Идет работа с органами государственной власти по ужесточению контроля за золотодобытчиками.