На Камчатке местные жители возмущены началом строительства нового золотого прииска на стыке двух рек, где нерестится рыба. Легальность строительства прииска сейчас проверяет местная прокуратура, но журналисты уже нашли документы о выделении золотодобытчикам участка для осуществления геологического изучения недр.
Большой расчищенный от леса участок и работающую строительную технику при впадении реки Камешковой в реку Быструю обнаружили случайно проплывавшие мимо туристы. По их словам, ещё пару недель назад здесь был нетронутый участок природы. Они и распространили в социальных сетях информацию об этом.
Жители региона обеспокоены возможным началом добычи золота в этом районе, здесь проходит популярный туристический маршрут. Возмущены и местные экологи, по их словам, добыча золота в нерестовых реках нанесет непоправимый вред природе.
В природоохранной прокуратуре заинтересовались фактом возведения прииска рядом с реками. Информации об этом строительстве в надзорном ведомстве нет. Власти региона пообещали разобраться в ситуации, сообщает Сибирь.Реалии.
Тем временем агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» удалось выяснить, что разработка участка у реки Быстрая (Малкинская) под добычу россыпного золота ведется по лицензии ПТР 00890 БЭ, выданной Федеральным агентством по недропользованию на 20 лет компании «Дальстрой». В начале этого года лесной участок в 94,7 га был выделен добытчику Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.
Работы ведутся в водоохранной зоне сразу двух нерестовых рек на большой площадке, освобожденной от леса. Как сообщили сегодня «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевом Минприроды, лицензию на право разработки участка выдавали федеральные органы без согласования с региональными. Там также пояснили, что федеральное законодательство не запрещает добычу золота в водоохранных зонах.
Как удалось выяснить агентству, 30 января 2020 года был подписан договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр между ООО «Дальстрой» и Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира региона. Согласно договору, участок Елизовского и Начикинского лесничества в 94,7520 га в нерестоохранной полосе лесов. Арендная плата – 2 млн 333 тысячи 93 рубля. При этом известно, что в таких категориях лесов, как «защитные», «нерестоохранные», запрещено проводить какие-либо работы.
Как сообщили сегодня в прокуратуре, природоохранный прокурор инициировал проверку по факту проведения работ в нерестоохранной зоне.
Известно, что «Дальстрой» работает по полученной на 20 лет лицензии на право разведки и добычи в этом районе россыпного золота. Как ранее сообщало агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», в мае 2017 года компания стала победителем аукциона на право разведки и добычи россыпного золота на участке Гольцовская площадь. Фирма, созданная в июне 2016 года, предложила за лицензию 24 млн 879 тыс 206 рублей при стартовой цене в 22,6 млн рублей. Аукцион проводился Департаментом по недропользованию по ДФО.
Участок площадью 376,22 кв. км находится в южной части полуострова Камчатка на территории Елизовского и Усть-Большерецкого районов в бассейне рек Быстрая, Утка, Средняя и Ближняя Гольцовка, Плотникова. Ресурсы оцениваются по категории С1 всего в 943 кг.
По данным Seldon.Basis, изначально у ООО «Дальстрой» с небольшим уставным капиталом было три совладельца: Дмитрий Повзнер (34%), Евгений Бельченко (33%), Елена Де (33%). В 2018 году они вышли из состава учредителей и теперь 51% акций принадлежит Юлии Михайловой, 40% — Виктории Наумовой и 9% — Денису Трухину. В августе прошлого года Камчатнедрами проводилась проверка допущенных компанией нарушений условий пользования недрами лицензии ПТР 00890 БЭ, что грозило досрочным прекращением права пользования недрами. Однако нарушений выявлено не было.
Известно, что экологи в 2017 году критиковали этот проект добычи золота, так как работы предполагают промывку грунтов при помощи механизированных агрегатов в реке в местах нереста и нагула лососей. Отрицательную экологическую оценку проекту тогда дали специалисты КамчатНИРО. Но мнение специалистов о том, что уникальная экосистема будет уничтожена при разработке участка, не было услышано.
Примечательно, что в 90-ые годы прошлого века запасы россыпных месторождений на юге Камчатки были переведены в так называемые «забалансовые», тогда было наложено своеобразное табу на их разработку, так как запасы драгметаллов несущественные, а ущерб природе от разработки месторождений большой. Почему в этом веке решили смахнуть пыль с «забалансовых» запасов, неизвестно.
Напомним, что Минприроды РФ предлагает упростить добычу россыпного золота в России. Речь идет о выдаче разрешений на право пользования недрами без конкурсов и аукционов, по заявке индивидуального предпринимателя. Кроме того, может быть продлен срок устранения нарушений и введен мораторий на отзыв лицензий на недропользование. По мнению чиновников, это должно повысить активность индивидуальных предпринимателей в период распространения коронавирусной инфекции. Жители регионов Сибири и Дальнего Востока такой идеей очень недовольны.
Это только начало. Компания сформировала площадку под поселок и добычу. Все главное еще впереди. Россыпное золото добывалось последние двадцать лет на севере Камчатки, в Корякии, куда добраться возможно только вертолетом и на вездеходной технике, и нет людского внимания. А здесь все на окрытом пространстве, да еще и на популярном туристском маршруте. В Стратегии развития края три точки роста: рыбная промышленность, горнорудная и туризм. И вот конфликт интересов. Как дальше будут развиваться события. Смогут ли власти региона выйти с предложением закрыть идею о добыче россыпного золота в регионе, который назван «бриллиантом»? В понедельник будет вылет прокуратуры с представителями Агентства лесного хозяйства, СВТУ. Какоую позицию займет прокуратура? МНого вопросов, а пока возмущенная и обеспкокоенная общественность собирает подписи под петицией: «Времени нет. Спасем реки Камчатки».