В Забайкальском крае недропользователь «возместил вред, причиненный водным биологическим ресурсам». Выпустить молодь пеляди в реку Нижняя Борзя обязала золотодобытчиков Читинская природоохранная прокуратура. Экологи сомневаются в эффективности такой «компенсации».
Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о сохранении водных биологических ресурсов при использовании недр.
Общество с ограниченной ответственностью «Прииск Каракканский» при добыче россыпного золота в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края использовало водный объект – реку Нижняя Борзя.
Техническим проектом по разработке месторождения предусмотрены мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы, которые отражены в заключении Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании деятельности.
Предприятию надлежало провести компенсационные мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуска молоди пеляди.
В нарушение Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» недропользователь мероприятия не осуществил.
Читинским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директору предприятия внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. В водный объект выпущено 50 тысяч экземпляров молоди пеляди, уточняется на сайте прокуратуры.
В общественной экологической коалиции «Реки без границ» убеждены, что никакого восстановления естественных рыбных сообществ в результате выпуска пеляди в реку Нижняя Борзя не будет.
«Пелядь в бассейне Амура – вселенец, её естественное местообитание – это реки, впадающие в Северный ледовитый океан, – подчеркивает координатор экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. – Таким образом, продолжается и расширяется порочная практика намеренного загрязнения природных водоемов чужеродными видами, в естественном состоянии в них не встречающимися».
Экологи обеспокоены тем, что ранее пелядь выпускали в замкнутые озера, но теперь начали сливать в реки. Атлас «Рыбы Амура» свидетельствует, что пелядь в таких водоемах не размножается, и её численность поддерживается выпуском все новых и новых мальков.
«Чудная технология компенсации водным биоресурсам в эпоху экспансии золотодобычи: загубил один приток – выпустил в речку пелядь, загубил второй – выпустил новую порцию рыбы, неспособной к воспроизводству, – сокрушается Евгений Симонов. – Такое чудесное «восстановительное мероприятие» можно смело проводить до тех пор, пока не кончатся все притоки».
Координатор коалиции «Реки без границ» уверен, что пример с забайкальской «золотой» пелядью – это наглядное свидетельство того, что в России отсутствуют сколько-нибудь обоснованные требования к комплексному восстановлению экосистем, затронутых добычей россыпного золота.