Остановка работы красноярского водозабора «Гремячий лог», снабжающего водой два района города, была вызвана не только аномальными осадками, но и деятельностью золотодобытчиков в верховьях рек. Водозабор прекратил функционировать 2 сентября из-за резкого повышения мутности воды в Енисее и возобновил работу только 6 сентября. Накануне происшествия в городе за сутки выпала месячная норма осадков.

hr9b4ot5fzvypyw9iwlax5y0yaijwm4e

По мнению специалистов, обильные дожди стали лишь катализатором проблемы, основной причиной которой является техногенная трансформация речных бассейнов. Директор Института экологии и географии Сибирского федерального университета Руслан Шарафутдинов пояснил, что высокая мутность Енисея была вызвана загрязнением его притоков. В качестве примера он привел ситуацию в верхнем течении реки Мины – правого притока Маны, впадающей в Енисей. Там на участке протяженностью 13 км в результате добычи россыпного золота речная долина превращена в ландшафт из отвалов и карьеров.

В таких местах полностью уничтожена пойменная растительность, которая укрепляет берега. Оставшиеся после промывки золота рыхлые породы легко размываются, и при любом подъеме уровня воды в реку попадает большое количество взвешенных частиц. Похожая ситуация наблюдается и в долине реки Кувай, также впадающей в Ману, чьи воды после недавних дождей приобрели болотный оттенок. Деятельность по добыче россыпного золота наносит серьезный вред рекам и в других районах края, в частности в Ермаковском и Каратузском, где страдают реки Рудная, Амыл и Инзинзюль.

Эксперты отмечают, что реальный ущерб, наносимый водным экосистемам, зачастую в разы превышает размеры штрафов, которые выплачивают недропользователи. В качестве одной из мер по снижению вреда предлагается отнести золотодобывающие организации к объектам первой категории опасности, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду. В некоторых регионах России уже введен временный или частичный запрет на добычу россыпного золота из-за высоких экологических рисков.