Приамурье продолжает борьбу с варварской добычей золота. Выявление и наказание черных старателей уже не помогает. Поэтому регион вышел на федеральный уровень с пакетом законодательных инициатив.

Вопиющий случай недавно произошёл в Сковородинском округе Амурской области. 

Под прикрытием лицензии 

Местные жители обнаружили группу нелегальных мигрантов-старателей. Они добывали золото и незаконно переправляли его через границу. Благодаря бдительности населения, нарушителей задержали, но ущерб реке они нанести все же успели.

Впрочем, и российские группы злоумышленников действуют не менее агрессивно. Для их выявления задействована три беспилотника, подключены правоохранительные органы. Но часто обнаружить незаконную добычу сложно, потому что нарушители действуют формально на правовых основаниях.

Например, они приобретают поисковую лицензию. В одно время государство решило стимулировать геологоразведку за счет допуска частных компаний. Этим и воспользовались чёрные старатели. По информации регионального СМИ, если в 2021 году в Амурской области было выдано около 900 поисковых лицензий, то в 2022 году — почти 1200. Амурские власти добились прекращения выдачи в области поисковых лицензий на россыпное золота, но тут же пошел вал заявок на геологоразведку рудных месторождений. Прикрываясь лицензией, черные старатели на самом деле проводят не разведку, а ведут добычу на тех же россыпях с нарушением экологических требований.

«Мы снова готовим пакет предложений на полный запрет поисковых лицензий», — рассказал региональному СМИ   областной министр природных ресурсов Дмитрий Лужнов.

Прикрытие поисковой лицензией — удобный способ. Она обходится старателям недорого. А если выяснится, что они занимаются добычей золота в обход ее условий, им придется лишь заплатить штраф. Это большинство и делает, при этом продолжая дальше намывать золото. Учитывая растущие цены на желтый металл, штраф не так уж и обременителен.

«Предприятие заплатит за загрязнение реки всего 150–300 тысяч рублей, за пользование водными объектами без документов — от 50 до 100 тысяч», — рассказывает министр.

Да и взыскать эти суммы не просто. Нарушители быстро перерегистрируют юридические адреса. Например, в прошлом году, по расчётам министерства, ущерб амурской природе оценен в почти 350 млн рублей, а взыскать удалось только около 62 млн рублей.

Пресечь на корню

Поэтому приамурские власти решили выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень. Предлагается ввести запрет на размещение горнодобывающей техники на участках. Вторая мера — сокращение срока действия поисковых лицензий на россыпное золото до трех лет. И, наконец, это полный запрет на траншейный способ поиска россыпного золота. Такая разведка высокоэффективна, но проводится разрушительным способом для природы. В этом случае проходка осуществляется землеройными машинами — бульдозерами, экскаваторами, или гидравлическим способом.

«Мы считаем, что этот способ губителен. Предприятия не оформляют лицензию на право пользования водным объектом, но фактически им пользуются», — аргументирует Дмитрий Лужнов.

Vostok.Today