Союз золотопромышленников Урала просит пересмотреть систему торгов на право добычи месторождений драгметаллов. По мнению членов организации, практикуемые в настоящее время аукционы на предоставление лицензий дают возможность подать заявку технически неподготовленным компаниям, в том числе фирмам-однодневкам. Впоследствии такие игроки зачастую отказываются от освоения либо пытаются перепродать право добычи в несколько раз дороже. Золотопромышленники уверены, что возврат к системе предоставления лицензий по конкурсам, от участников которых требуется представить технико-экономическое обоснование проекта освоения месторождений, позволит обезопасить уральский рынок от неблагонадежных игроков, и готовят соответствующее обращение к Уралнедра. Вместе с тем участники рынка не исключают, что возврат к проведению конкурсов не избавит от коррупционной составляющей, а борьба за права на лицензии из Уралнедр перекочует в суды.
В Союзе золотопромышленников Урала, проанализировав складывающуюся на территории Свердловской области ситуацию, готовят обращение в Уралнедра и Министерство природных ресурсов и экологии региона. Поводом стало появление на рынке новых, не имеющих опыта работы компаний, но при этом заявляющих претензии на крупные участки.
«На сегодняшний день аукцион позволяет заявиться почти любому участнику и победить, если у него есть средства. Но что будет после получения лицензии такой фирмой с уставным капиталом в 10 тысяч рублей без опыта и техники? В результате и работы такие компании зачастую не ведут, и наши золотопромышленники не могут на этих участках работать, и налоги в бюджет от освоения не поступают. Мы хотим, чтобы на участки приходили наши социально ответственные компании», – выражает позицию председатель союза Александр Ястребков.
Например, в 2019 году лицензию на участок Ржищенский получило зарегистрированное в Кемерово ООО «Новые горные технологии». Как следует из данных системы «Контур.Фокус», 90% в уставном капитале компании контролирует Евгений Липин, которому также принадлежат два юрлица, специализирующихся на торговле топливом. Предприятие, поднявшее на тогах цену с 12 до 52 млн рублей, опередило местные артели «Нейва» и «Фарта» и получило право добычи. Запасы участка в 16,82 кв. километра оцениваются в 506 кг золота по категории С1.
«Сложно сказать, как эта компания будет осваивать месторождение, учитывая, что на этом участке еще и залежи торфа», – делится мнением участник рынка.
Другой, гораздо более привлекательный участок, на который также претендовала «Нейва», – Шишимская группа россыпей с запасами по категории С1 в 1793 кг золота – на торги выставлялся дважды. В первый раз победу на аукционе одержало «Южуралзолото группа компаний» (АО «ЮГК» Константина Струкова), подняв цены почти до 1 млрд рублей, однако позже отказалось от уплаты этой суммы. На вторых торгах победителем было признано ООО «Визерион», учрежденное за несколько месяцев до аукциона. «Нейве» при этом было отказано в участии в торгах. По словам участников рынка, со стороны организаторов процедуры работающей несколько десятилетий артели было указано якобы на отсутствие достаточной подготовки. Впрочем, официально представители Роснедр заявляли о нарушениях при подготовке документации участником.
В настоящее время заплатившее за лицензию 41 млн рублей ООО «Визерион» (при стартовой цене в 32 млн), по данным источников издания на рынке золотодобычи, подготовкой к освоению фактически не занимается. При этом предпринимало попытки продажи права добычи по цене в 6-8 раз выше итоговой аукционной.
«Чтобы начать добычу после получения лицензии необходимо потратить 260 рабочих дней только на подготовку и согласование документации. Нам приходится задействовать весь свой административный ресурс. Что сможет сделать компания без опыта, раньше не работавшая на рынке? В результате добыча не идет, а область и муниципалитет теряют материальную выгоду. Артель «Нейва» за год только налогов отдала 486 миллионов. Больше 100 млн вложили в рекультивацию. Закон предоставляет возможность Уралнедрам решать, как именно выбрать недропользователя: аукционом или конкурсом. Мы хотим, чтобы на территорию региона не приходили «варяги», а на крупных месторождениях работали свои социально ответственные компании. Пусть остальные забирают небольшие участки с запасами по 300 килограммов», – высказывает личную позицию председатель «Нейвы» Михаил Тихонов.
При сегодняшней цене на золото освоение только Шишимской россыпи могло бы по налогам дать порядка 100 млн рублей ежегодно.
От прихода неподготовленных игроков на освоение месторождений, отмечают золотопромышленники, возможно уйти с помощью распределения прав на добычу через конкурсы. В отличие от аукционов, участие в которых может принять любое юрлицо, в данном случае от заявителя требуется представить технико-экономическое обоснование проекта освоения участка недр. Подобная практика применялась ранее в Уралнедрах.
«На конкурсы чаще всего выставлялись участки, где был в общем понятен конечный недропользователь – то есть это были либо крупные месторождения, за освоение которых могло взяться ограниченное число лиц, либо совсем маленькие и мало кому интересные. Выбор в пользу проведения аукционов в Роснедрах был сделан с точки зрения финансовой выгоды: цена на таких торгах поднимается выше, к тому же, если победитель после торгов отказывается платить – внесенный им начальный разовый платеж уходит государству, а месторождение выставляется вновь. В конкурсах же переторжку можно проводить только при равных проектах ТЭО. Причем направлять в ФАС жалобы тут сложно, потому что в этой структуре нет профильных специалистов для оценки проектов. Зато в суд обращаться более реально – организатору торгов тут придется доказывать свою позицию», – поясняет источник издания, знакомый с деятельностью Уралнедр.
В Уралнедрах в ответ на запрос издания с просьбой предоставить комментарий о возможности выставления участков месторождений на конкурсах сообщили, что ответ может быть предоставлен только по согласованию с Роснедрами. К моменту выхода материала комментарий от ведомства не поступил.