На заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды вернулись к вопросу последствий варварской деятельности золотодобытчиков. Местные жители, общественные эксперты бьют тревогу, отправляют фото и видео в соцсети, в СМИ, депутатам, где видно, что после работы артелей остаются развороченные некогда зеленые луга, нерестовые реки превращаются в безжизненные водные артерии.

Как было сказано на комитете, уже сделаны запросы, чтобы понять, как доходы от добычи рассыпного золота соотносятся с тратами на восстановление уничтоженных экосистем, но пока полной картины не удалось получить. Зато есть статистика, что за три последних года Роснедра в результате выявленных нарушений инициировали отзыв более 3 000 лицензий на добычу золота, в том числе и рудного. В 2021-2023 годы размер рассчитанного Росприроднадзором вреда составил более 17 млрд рублей.

Вячеслав Фетисов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель Всероссийского общества охраны природы сообщил, что за майские праздники лично получил несколько сообщений из Забайкалья и Алтая, люди жалуются на работу старателей. Фетисов призвал обратиться в Правительство России, чтобы исключить мораторий на проверки и дать возможность для большего контроля над ситуацией.

«Возникает много вопросов: есть ли компетенции у этих компаний, чтобы получать лицензии. Есть ли у них средства на возмещение ущерба, которые они оставляют после себя. Надо стандартизировать выдачу лицензий для такого рода деятельности, вводить космический мониторинг, ну, и наказывать должным образом такой бизнес, потому что это касается будущих детей и внуков. Ответственность должна быть другая, и людей проверяющих должно быть больше, и общественного контроля в тех регионах, где добывают», – сказал Фетисов.

Депутат Зариф Байгускаров отметил, что более половины нарушений выявлены уже на этапе, когда только выдаются лицензии на геологоразведку, компании на этой стадии начинают добывать золото. «Органы надзора могут их проверять, но только один раз в три года. Если нарушение допущено и будет выявлено только через три года, это ничего не даст. Но есть такое понятие как «профилактический визит», на который не нужно брать разрешение прокуратуры. Просто можно выехать и посмотреть. И если нарушения есть, то обратиться в прокуратуру, и она дает разрешение на полноценную проверку», — сказал Байгускаров. Он обратил внимание, что Госдумой в первом чтении уже принят закон о старательской деятельности, согласно которому рассыпное золото будет добываться без лицензии, без права проверки, с использованием техники и под контролем только местных чиновников. «У нас и так сейчас лунные пейзажи, а если мы примем этот закон, то будет страшно», — добавил депутат.

Представитель Минприроды России, директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Евгений Танин сообщил депутатам, что сейчас формируется межведомственный план по наведению порядка в этой отрасли. Чиновники собираются инициировать поправки в закон о недрах, который позволит инспекторам применять космические снимки и беспилотные авиационные системы. «От губернаторов, в чьих регионах имеется хотя бы одна лицензия на рассыпное золото, получили поддержку по полному закрытию заявительного принципа на рассыпное золото. Губернаторы нас поддержали. При этом, мы понимаем, что будет серьезное бизнес-лобби по противодействию этих поправок», — добавил Танин. По его словам, сегодня в России рассыпное золото занимает по экспертным оценкам 15-20% от общей добычи.

В итоге депутаты поддержали предложение обратиться в Правительство РФ с просьбой снять мораторий на проверки компаний, которые занимаются добычей рассыпного золота, а также уточнить судьбу законопроекта, который ужесточает ответственность за ущерб от деятельности старателей. Было также предложено включить в планы работы Счетной палаты на 2026 год проверку эффективности работы золотодобывающей отрасли в интересах страны и ее граждан.

Ольга Стрелкова («Экология России»)