То, что золотодобытчики в очередной раз спровоцировали народное возмущение в Таштыпском районе Республики Хакасия, уже давно и никого не удивляет. На сегодняшний день в России система организации разведки и добычи полезных ископаемых, включая золото, настолько несовершенна, что сомнительные дельцы всех мастей лезут сюда толпами.
Есть и такие «передовики», как ООО «Минеральные ископаемые ресурсы» («МИР»). На почве нарушений природоохранного законодательства компанию много раз ловили и за руку, и за ногу, и за мутную воду в реках, и за развороченный ландшафт. Ну, и что? А ничего! Как работали, так и работают.
Наши коллеги из других изданий уже цитировали возмущённую петицию жителей Таштыпского района, направленную генпрокурору России Игорю Краснову, главе Хакасии Валентину Коновалову, министру природных ресурсов и экологии Владимиру Лебедеву. Есть также целая серия представлений, административных и уголовных дел в отношении компании «МИР», но ситуация и не думает улучшаться, чему свидетельство очередной виток напряжения. Эти ребята ещё до установления моратория успели нахватать себе лицензий и теперь спокойно вытаскивают их, как лишний туз из рукава, чем и порождают волны народного возмущения.
В одном из своих интервью руководитель Ассоциации старателей Хакасии Руслан Шавыркин заметил, что корень этих проблем заключается в том, что с 2014 года в России действует заявительный принцип на геологоразведку. Фактически любая компания может получить в Роснедрах лицензию на разведку там, где посчитает нужным.
В итоге, если раньше в Таштыпском районе работало всего три старательских артели, то после нововведения к ним присоединились ещё 27 с поисковыми лицензиями, включая «МИР». И опять же, если раньше о золотодобытчиках никто и ничего практически не слышал, поскольку проблем с экологией и не было, то сейчас скандалы, связанные с ними, рвут на части всю республику. Какие там публичные слушания, какие экспертизы. Эти люди пришли сюда быстро своё урвать и ещё быстрее исчезнуть, при мало внятной позиции природоохранных структур, которые должны следить за порядком в тайге.
Хотя сейчас не те времена, чтобы прятаться за схемой «Закон – тайга, прокурор – медведь». Тем более, что на территории Таштыпского района есть пример добросовестной и законопослушной деятельности старательской артели «Ойна». Компания всегда оказывает району активную помощь, часто выступает спонсором, принимает на работу местных жителей, помогает людям, отчисляет немалые налоги. Такие предприятия всегда платят и за негативное воздействие на природу, заново высаживается порубленный лес, зарыбляют реки, восстанавливают ландшафт. То есть не сбегают, оставляя после себя лунный пейзаж.
Очень маловероятно, что ООО «МИР» из таких. За ними уже зафиксированы незаконная добыча золота вместо геологоразведки, нарушение границ производственного участка и влезания на фермерские земли, сброс сточных вод, изменение глубины и русла рек и так далее. Только экологический вред от незаконного снятия плодородного слоя почвы пять лет назад был оценен более чем в четыре миллиона рублей.
Есть над чем задуматься, особенно если знать, что по состоянию на 2024 год по Хакасии выдано более 170 лицензий, которыми владеют 93 артели. Из них как источники негативного воздействия зарегистрированы всего 28, и они ведут свою деятельность по закону. Чем занимаются остальные — контролирующие органы, видимо, начинает интересовать, лишь когда народ поднимается на стихийный бунт, а природа в округе уже безнадёжно испорчена…