Залежи благородного металла зачастую располагаются в местах настолько живописных, что их флора и фауна входят в Красную книгу. Проживающие в этих посёлках люди встревожены тем, что разработка месторождений нанесёт непоправимый ущерб экологи. Но золотодобытчики находят пути для получения лицензий. И довольно незамысловатым способом: отказали одной компании – заявку подаёт другая артель с тем же бенефициаром.

Ещё в 2013 году в Алтайском крае Роснедра разрешили добычу на месторождении россыпного золота в долине реки Ануй с притоками Щепета и Солонешная. В 2018 году лицензию на эти разработки выкупила компания с одноимённым названием «Ануй». И медлить не стала, сразу начала добычу россыпного золота. Местные экологи из Общественного совета при региональном минприроды и комиссии по ведению «Красной книги Алтайского края» тут же стали «стучать в двери» Роснедр и других ответственных ведомств. Они считают, что разработка месторождения приведёт к полному разрушению баланса экосистем и местных природных комплексов.

Экологи рассылали свои петиции безрезультатно. До тех пор, пока не обратились в суд.

Забегая вперёд, скажем, что в суде экоактивисты выиграли. Решающим стал довод о наличии на участках, куда зашли старатели, объектов растительного и животного мира, занесённых в «Красные книги» Алтайского края и России. В ходе спора суд назначил независимую биологическую экспертизу, которую провели специалисты Института водных и экологических проблем СО РАН. Биологи подтвердили доводы общественников. Суд постановил компании «Ануй» прекратить разработки.

Кроме того, специалисты подсчитали размер вероятного ущерба краснокнижным объектам растительного и животного мира, которые находились в границах, куда ещё не успели зайти старатели по имеющейся у них лицензии. А лицензия эта разрешает искать и добывать золотой песок на 50-километровом участке вдоль речного русла. Ущерб мог составить более 1 миллиарда рублей.

Здесь возникает резонный вопрос: а сколько намеревались заработать артельщики, если запасы золота на этом участке в 50 км ранее оценили в 57 килограммов в пересчёте на чистый металл? Или возможный и оценённый ущерб экологии никто из золотодобытчиков в расчёт не брал?

А как тогда расценивать работы по изменению русла реки Солонешная, если не грубым вмешательством в экосистему этого участка? Об этом – чуть позже.

Назваться другим именем

Артельщики ООО «Ануй», понятное дело, сложа руки не сидели. Решение первой судебной инстанции они обжаловали Алтайском краевом суде, а после неудачи подали кассацию. Но и в этом случае компанию «Ануй» не поддержали. Тогда золотодобытчики пошли на простой ход, оказавшийся, как ни странно, эффективным.

Артельщики подали заявку на лицензию от имени другого юридического лица – ООО «Артель Солнечная». И хоть и не с наскока, но компания с уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей получила одобрение минприроды Алтайского края на добычу рассыпного золота на участке недр «Россыпь реки Щепета и реки Солонешная». Для этого провели новую биологическую экспертизу. Учёные Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ, в отличие от первой комиссии, не нашли краснокнижных растений на нужных старателям участках.

Здесь слегка отступим от повествования. Посмотрим на обе золотодобывающие компании внимательнее. ООО «Ануй» зарегистрировано в Алтайском крае. Регистрация ООО «Артель Солнечная» – в Новосибирске. Но в числе учредителей и руководителей обеих артелей встречаются одни и те же фамилии. Это позволяет предположить, что золотодобытчики с первым судебным запретом ничего, кроме небольшого времени, не потеряли – второй-то компании пошли навстречу.

В 2024 году «Артель Солнечная», получив лицензию, поздней осенью приступила к добыче золота на участке, несмотря на наступление морозов.

Повернём реки?

Впору вспомнить об изменении русла реки Солонешная. О таких работах в один голос заявляли местные жители. Как рассказал СМИ один из старателей, чтобы не будоражить местное население, иногда новое русло прокладывают по ночам, а днём создаётся видимость затишья. А когда вода потечёт по новому руслу, протестовать поздно – старатели уже делают своё дело.

В беседе с журналистами местные жители рассказали, что 12 ноября 2024 года в окрестностях что-то «сильно грохнуло, во многих домах затряслись оконные стекла». Вода в речке Солонешная потекла мутная и грязная. А во многих колодцах и скважинах и совсем пропала – возможно, произошло разрушение водоносных пластов (не просто так же грохотало на всю округу).

Если вспомнить наши прошлые материалы, то «Версия» уже рассказывала о подобных примерах вреда экологии при добыче, так скажем, «краснокнижного» золота. Вмешательство в создававшиеся природой тысячелетиями ландшафты редких, зачастую – заповедных, территорий привлекли внимание даже Генерального прокурора РФ.

Жёлтые реки

Великую китайскую реку Хуанхэ называют «Жёлтой рекой» из-за обильных грунтовых наносов, имеющих жёлтый цвет. Поэтому и море, в которое впадает китайская «мать-река», тоже называется Жёлтым. Но такая экосистема сложилась ещё в доисторические времена, и флора и фауна к ней так же давно приспособились. Добыча золота на заповедных реках России может привести к появлению десятков «маленьких Хуанхэ» в стране. И проблема в том, что флора и фауна российских заповедников к такому не готова.

При добыче россыпного золота (как и в случае с участком на реке Солонешная) химикаты не применяются, породу просто смывают водой и получают золото в виде песка и, если повезёт, самородков. Но одно дело – частные старатели, другое – артели, которые обычно идут по руслу реки и перемалывают всё подряд. Чистые речушки, куда заходила нереститься промысловая рыба, становятся мутными.

Так и вышло на реках Мана и Кувай в Красноярском крае. В начале сентября 2021 года воды этих рек окрасились в грязно-жёлтый цвет, и всё это втекало в Енисей. Жители ближайшего к месту золотодобычи посёлка Большой Унгут комментировали СМИ, что до начала работ в Мане и Кувае вода всегда была очень чистой, каменистое дно просматривалось как на ладони.

Что будет с лицензией?

В случае с ООО «Артель Солнечная» можно предположить, что точку в истории с добычей золота на реке Солонешная ставить ещё рано. Несмотря на полученную лицензию, компания, оказывается, не согласовала свою деятельность в водоохранной зоне и на водных объектах в Верхнеобском территориальном управлении Росрыболовства.

Прокуратура Алтайского края в декабре 2024 года возбудила административное дело по статье 8.48 КоАП РФ за несоблюдение требований к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Вслед за этим межрайонный природоохранный прокурор направил представление руководителю артели в связи с нарушением лицензионных условий. 16 декабря было возбуждено административное дело по статье 7.3 КоАП РФ за несоблюдение условий пользования недрами. Ранее, в 2019 году «Артель Солнечная» прекратила добычу золота в районе села Топольного и должна была провести рекультивацию долины реки Ануй. Но по словам главы района, не довела природоохранные работы до конца.

На ситуацию обратил внимание губернатор Алтайского края Виктор Томенко, и готов обсуждать аннулирование лицензии для компании. Кроме этого, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял под личный контроль расследование, начатое СУ СКР по статье 293 УК РФ (халатность).

Бесспорно, золото стране необходимо. Но вновь вопрос, ставший уже риторическим: как всё делать без вреда для природы и жителей прилегающих к месторождениям городов и посёлков?

Сергей Апасов («Версия»)