На днях редакции издания «Вечерний Магадан» стало известно, что с 2019 года в Магаданской области на территории регионального заказника «Омолонский» частному предприятию выдана лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых. Стоит отметить, что такого рода деятельность категорически запрещена на особо охраняемых природных объектах (особо охраняемых природных территориях), созданных для охраны ценных природных комплексов, растений и животных.
Копают в заказнике
Заказник «Омолонский» с 2020 г. находится в ведении Дирекции по ООПТ и ГТС, созданной при Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области. Слухи о том, что на территории заказника появились люди, имеющие горнопромышленные интересы, стали появляться давно. Простая логика позволяет заключить, что это либо нелегалы, либо кому-то удалось получить лицензию на разведку и добычу полезных ископаемых. Это легко проверить. На сайте Росгеолфонда с данными о действующих и выданных лицензиях может ознакомиться каждый, как и со сведениями о том, кому и когда такие лицензии были выданы, и когда заканчивается срок их действия. Узнав о распространившихся слухах, эту доступную первичную проверку провели специалисты Института биологических проблем Севера ДВО РАН.
В соответствии с данными Интерактивной карты недропользования РФ оказалось, что в районе расположения заказника «Омолонский» действительно выданы лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. Однако на карте недропользования отсутствуют границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и, чтобы проверить есть или нет пересечения границ, необходимо обратиться к деталям лицензии и данным кадастрового дела заказника (доступен на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области). Сопоставив эти сведения, становится понятно, что есть не просто пересечение границ заказника. Две лицензии выданы непосредственно на территории ООПТ регионального значения заказнику «Омолонский» еще в 2019 году.
«Дело в том, что границ заказника на сайте Росгеолфонда нет. Мы увидели, что выдана лицензия, и подумали, что она подозрительно близко находится к заказнику. Как оказалось, данное общество с ограниченной ответственностью получило две лицензии на разведку и золотодобычу и обе они выданы вблизи заказника «Омолонский». Дальнейший анализ показал, что это непосредственно территория заказника.
При выдаче таких лицензий обычно проводится тщательная проверка. Делаются запросы во все необходимые структуры, в том числе на наличие или отсутствие ООПТ. Видимо, на определенном этапе этой проверки произошел сбой, возможно, была дана неверная информация по границам заказника, и вот сейчас мы имеем то, что имеем», – комментируют ситуацию в Институте.
В прокуратуру мы писали
Сотрудники ИБПС ДВО РАН по данному факту сразу же обратились в природоохранную прокуратуру. Был получен положительный ответ, что информация подтвердилась, лицензия на золотодобычу действительно выдана на территорию, которая принадлежит заказнику «Омолонский». Начаты следственные мероприятия и направлены необходимые ходатайства о приостановке действия выданных лицензий.
«Сотрудники прокуратуры летали на данный объект (заказник) и увидели, что земли нарушены, все зафиксировали. Проведена предварительная оценка площади нарушений. По нашим данным, согласно спутниковым снимкам, это территория площадью около 325 га в пойме ручьев Дремучий и Плавный. Снимки показали значительные изменения поймы этих ручьев, начиная с 2019 г.» – подчеркивают в Институте.
Уникальный заказник!
Региональный заказник «Омолонский» один из шести действующих на территории области. В соответствии с кадастровым делом
№ 006, утвержденным 17 июля 2017 году, заказник создан 7 марта 1980 года, как долгосрочный резерват в целях сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
По предварительной оценке ущерб от техногенного воздействия мог быть нанесен как в результате непосредственной горнопромышленной работы, так и при прокладке дорог к местам добычи и доставки сюда тяжелой техники. А значит, могли быть нарушены несколько типов растительных сообществ, характерных для ландшафтов этой территории, и пострадать лиственница, кедровый стланик, ольховый стланик, ива колымская, ива росистая, ива ложнопятитычинковая и еще более десятка других древесных и крупнокустарниковых растений.
На описываемой территории могут произрастать охраняемые виды: камнеломка омолонская (Saxifraga omolojensis); редкий для лесной части Чукотки и Колымского бассейна овсец Крылова (Helictotrichon krylovii) – степной вид, встречающий только к северу от Омолона. Особую ценность представляют, обитающие на степных склонах, флокс сибирский (Phlox sibirica) и мытник миловидный (Pedicularis venusta). Редкими видами, произрастающими на территории заказника, являются купальница бумажнолепестная (Trollius chartosepalus) и остролодочник Шморгуновой (Oxytropis schmorgunoviae).
Для заказника «Омолонский» в соответствии с кадастровым делом отмечено свыше 243 видов растений, из которых 8 занесены в Красную книгу Магаданской области, список последних, по мнению специалистов Института, много шире.
Нанесен вред
Причиненный материальный ущерб (который только предстоит установить), в данном случае, не так важен, как то, что на территории заказника уничтожена среда обитания животных и растений, которые предполагалось охранять и оберегать.
«В соответствии с представленными материалами на участках воздействия произошло полное уничтожение части нижней и средней поймы ручьев Дремучий и Плавный. Стоки, зачастую сопутствующие добыче золота на россыпных месторождениях, поступают в русло рек и распространяются ниже по течению, неизбежно приводя к изменению биоценозов не только в зоне разработок, но и на многие километры речных русел (в частности, влияют на ивняковые сообщества, имеющие особое значение для обитания лося).
Русла ручьев Дремучий и Плавный в зоне разработок полностью уничтожены, а значит, уничтожены все водные сообщества, включая и ихтиоценозы.
Интенсивность воздействия, оказанного на экосистемы ручьев Дремучий и Плавный, не позволяет ожидать быстрого восстановления этих территорий. По предварительной оценке, для их восстановления потребуется не менее 50 лет и только при проведении необходимых рекультивационных работ», – поясняют в Институте биологических проблем Севера.
Мы с вами живем на одной из самых известных горнопромышленных территорий. Но должно ли это означать всепоглощающее доминирование и приоритет добычи полезных ископаемых? Хочется верить, что все-таки нет. Общество живет и развивается там, где принято чтить традиции, ценить культуру и наследие предков, знать и уважать свою историю, взвешенно подходить к вопросам потребления ресурсов и заботе об окружающей нас природе. Наша система особо охраняемых природных территорий – это чуть больше 5% площади области, величина ничтожная. Как выглядят районы, где активно развивается добыча полезных ископаемых, мы с вами хорошо знаем. Достаточно проехать по центральной трассе…
Сейчас идут проверки, начато расследование… сами понимаете, это может затянуться надолго. Чем она закончится и понесут ли виновные наказание, пока неизвестно…