После попыток начать урановые разработки и проложить дорогу для большегрузов-углевозов началась новая атака на уникальную природу Красного Чикоя, уже со стороны старательских артелей. Готовы ли забайкальцы ради сиюминутных выгод жертвовать своей средой обитания?
«Дайте права на лесные участки»
Давайте вдумаемся – о чём сегодня просят региональную власть старательские артели, работающий на территории Красночикойского района Забайкальского края? Ни много ни мало, вот о чём – дать им права на лесные участки для золотодобывающей деятельности. Как сообщается, об этом руководители артелей «Вертикаль», «Тайга», «Глория» и ООО «Горное дело», которые ведут геологоразведку на территории Красночикойского района, заявили во время встречи с председателем Законодательного Собрания края Кон Ен Хва. Они недовольны тем, что процесс оформления разрешительных документов занимает много времени. Но еще более остро, говорят они, стоит вопрос с оформлением лесных зон, на которых есть особо защитные участки. Министерство природных ресурсов в силу действующего законодательства либо не заключает договоры аренды лесных участков, либо проекты освоения лесов не проходят госэкспертизу. А без таких документов деятельность предприятий по золотодобыче становится незаконной.
Неужели это серьёзно – отдать им право пользоваться лесными зонами, на которых есть особо защищённые участки? Но не только это. Выход руководители артелей видят, кроме того, в корректировке Лесного Кодекса РФ. По их мнению, «в идеальном варианте надо вернуться к прежнему порядку предоставления лесных земель для разработки месторождений, который действовал до 2007 года». Ссылаются на то, что ранее, получив лицензию, недропользователь оформлял перевод лесных участков в земли промышленности, уплачивал необходимые платежи и работал без проблем.
Давайте заметим: загубить уникальную природу Красного Чикоя можно, действительно, быстро и без проблем. Что значит предоставить старателям лесные массивы для золотодобычи? Это значит на этих участках уничтожить вековые деревья, в том числе кедровники, которым славится этот район и которые являются источником добывания орехов для местных жителей. Но почему-то это золотодобытчиками не берётся в расчёт, а на полном серьёзе предлагается оформлять для золотодобычи и лесные зоны, на которых есть особо защищённые участки.
Сегодня природная жемчужина Забайкальского края становится субъектом нашествия разного рода так называемых «недропользователей». В кавычки это слово берём потому, что настоящие недропользователи обязаны по закону не только сами радеть о природе, но и учитывать мнения и чаяния населения, которые проживают в районах пользования недрами. В данном же случае трудно согласиться, что можно уничтожать значительные лесные массивы ради старательской добычи драгметалла. Сегодня старатели говорят о том, что всегда рекультивируют земли, на которых заканчивают разработки. Но мы-то знаем, что это делается часто из рук вон плохо, а восстановить леса (в том числе заповедные участки) ещё никому не удавалось. Даже если произвести посадки леса.
Создаётся впечатление, что нередко только население Красночикойского района является рачительным хозяином природы и препятствует разного рода заезжим недропользователям. Их усилиями не допущена разработка уранового месторождения (небольшого, но очень вредного для экологии района), именно они много лет добивались и добились организации Национального парка на территории района, сегодня ведут борьбу с угледобытчиками за более безопасное строительство дороги для вывоза угля. Неужели теперь они будут равнодушно взирать на то, что старатели хотят перевести в своё недропользование лесные, в том числе заповедные, участки?
А кроме того — почему недропользователи при этом забыли, что Красночикойский район входит в особо охраняемую зону бассейна озера Байкал?
Природное ожерелье дороже золота
Если забыли, то напомним. Ещё семь лет назад в Чите состоялась презентации проекта «Заповедное ожерелье Байкала». Тогда отмечалось: Забайкальский край находится в уникальных условиях. С одной стороны, у нас есть возможность пользоваться всеми дарами озера Байкал, с другой — мы несем огромную ответственность за состояние этого чуда природы. Поэтому нам необходимо соблюсти баланс экономических и экологических интересов.
В соответствии с международной Конвенцией по охране всемирного, культурного и природного наследия озеру Байкал, как известно, был присвоен статус объекта (участка) всемирного природного наследия. Этот статус подтверждает признание озера Байкал в качестве уникального природного объекта планетарного значения. Присвоение данного статуса влечёт за собой необходимость определённых экологических обязательств как в целом Россией, так и субъектами РФ, входящими в Байкальский регион. Сохранение экосистемы озера Байкал в значительной степени зависит от характера хозяйственной и природоохранной деятельности на территории его водосборного бассейна.
Что представляет данный бассейн? К нему относится 21% территории Забайкальского края, а федеральный закон «Об охране озера Байкал», принятый ещё в мае 1999 года, закрепляет основные направления охраны озера. Важным аспектом закона является то, что сфера его действия не ограничивается лишь акваторией озера и охватывает всю территорию его бассейна и зоны атмосферного влияния. Таким образом, вводится категория «Байкальской природной территории».
К буферной зоне Байкальской природной территории относятся Красночикойский, Петровск-Забайкальский, Хилокский и часть Читинского района нашего края. Она также включает в себя бассейны рек Хилок и Чикой, систему Ивано-Арахлейских озёр и озера Арей.
Председатель Законодательного собрания Забайкальского края Кон Ен Хва пообещал при встрече со старателями проработать варианты возможных решений с сенаторами и депутатами Госдумы РФ. Будем надеяться, что при этом данные важные люди не забудут о давно узаконенном статусе Байкальской природной территории.